Как оценить знание языка?

26 января 2019 г.


Поскольку в мире существует большое количество систем оценки уровня знания языка, появилась необходимость прийти к единому стандарту, который был бы понятен в любой стране, и применим к любому языку.

Такой стандарт был разработан Советом Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» (CEFR / CECR, Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment / Cadre européen commun de référence pour les langues : apprendre, enseigner, évaluer). Развитие и доработка стандарта осуществляется в Европейском Центре Современных Языков, который расположен в городе Грац (Австрия).

Помимо этого, Совет Европы рекомендует каждому человеку иметь документ под названием «языковое портфолио», по которому можно объективно судить о языковых знаниях человека. Языковое портфолио включает три компонента: «языковой паспорт», «языковая биография» и «досье».

Языковой паспорт предназначен для отображения уровня владения языками (в соответствии с CEFR / CECR) на текущий момент времени. Языковая биография предназначена для описания поставленных целей и выполненных действий для осуществления этих целей. То есть, какие курсы прошёл человек, какие учебники прочитал, в какие языковые лагеря съездил, каких результатов при этом достиг. В разделе «досье» перечисляются документы и другие материалы, которые могут подтвердить информацию, указанную в «паспорте» и «биографии».

Страница «языковая политика» сайта Совета Европы: https://www.coe.int/lang.

Страница Европейского Центра Современных Языков: https://www.ecml.at.

В системе CEFR / CECR знания и умения учащихся подразделяются на три крупных категории, которые далее делятся на шесть уровней.

Для каждого уровня описываются знания и умения, которые должен иметь учащийся в чтении, восприятии на слух, устной и письменной речи.

Уровень Описание % соотношение словарного запаса к вышестоящему уровню % соотношение словарного запаса к уровню C2
A1 Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/представить других, задавать/отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь. 50 % 12 %
A2 Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни. 50 % 24 %
B1 Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учёбе, досуге и т. д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать своё мнение и планы на будущее. 67 % 48 %
B2 Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений. 81 % 72 %
C1 Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов. 89 % 89 %
C2 Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.

© 2020 – Вавилонист