Египетское письмо, часть 1

19 февраля 2019 г.


Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций человечества. История этой цивилизации продолжалась непрерывно на протяжении приблизительно трёх тысяч лет. Язык этой цивилизации до наших дней не дожил, хотя его «потомок», коптский язык, сохраняется в качестве богослужебного языка Коптской церкви. Но разговорным языком коптов уже давно является арабский. Копты, общей численностью от 10 до 15 миллионов человек, составляют 8–9% населения Египта, и являются последователями Коптской церкви – христианской церкви Египта, относящейся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей.

Комплекс пирамид на плато Гиза, в пригороде Каира.

Долина Нила и соседние с ней области были рано освоены человеком. Культура каменного века достигла наибольшего развития в период верхнего палеолита (20 – 10 тысячелетия до н. э.). Но зарождение раннеклассового общества и государственности следует отнести к 4 тысячелетию до н. э. История Древнего Египта подразделяется на следующие периоды.

1. Первый додинастический период (начало 4 тысячелетия до н. э.). Начало разложения родовых отношений.

2. Второй додинастический, или герзейский, период (середина 4 тысячелетия до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых государственных образований. В конце периода – создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.

3. Раннее царство. Правление «нулевой», I – II общеегипетских династий. Образование единого общеегипетского государства (XXXIII – XXIX вв. до н. э.).

4. Централизация Египта в эпоху Древнего царства. Правление III – VI династий (XXVIII – XXIII вв. до н. э).

5. I Переходный период (VII – X династии, XXIII – XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы.

6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства. Правление XI – XIII династий (середина XXI в. – XVIII в. до н. э.).

7. II Переходный период (XIV – XVII династии, конец XVIII в. – середина XVI в. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами.

8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства. Правление XVIII – XX династий (XVI – XI вв. до н. э.). Создание египетской империи.

9. III Переходный период (XXI династия, XI – X вв. до н. э.). Упадок Египта.

10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XXII – XXV династии, XI – VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (VII – VI вв. до н. э.).

11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (XXVII – XXXI династии, конец VI в. – IV в. до н. э.).

После завоевания Египта Персией, он стал сатрапией персидской державы Ахеменидов. Персидский царь Камбис II принял титул фараона, и, таким образом, персидская династия Ахеменидов стала одновременно XXVII династией Египта. Затем Египет снова восстановил свою независимость, в течение которой сменились три династии: XXVIII, XXIX и XXX. Второй раз Персия завоевала Египет в 358 г. до н. э. при персидском царе Артаксерксе III, который также объявил себя фараоном, и основал XXXI и последнюю египетскую династию.

После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э., закончилось персидское владычество, и начался эллинистический период в истории Египта. Династии египетских фараонов прекратились. Вместо них, в течение всего эллинистического периода Египтом правила греческая династия Птолемеев. Во время этого периода был построен город Александрия, который стал одним из главных центров всего эллинистического мира, где процветали греческая наука и литература. Именно в этот период в Александрии был осуществлён перевод Ветхого Завета на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта. Собственно египетский язык в это время сохранялся, как и египетская религия. Но высшим классом страны были греки, сместившие египетскую аристократию.

В 30 году до н. э. Египет попал под власть Рима, и стал римской провинцией. Династию Птолемеев сменили римские наместники. После раздела Римской империи в 395 году н. э., Египет стал частью Восточной Римской или Византийской империи. Государственной религией Византии и, соответственно, Египта, становится христианство. Книги Священного Писания переводятся на египетский язык. И для этих целей для египетского языка изобретается новый алфавит на основе греческого. Язык вступает в свою новую, последнюю стадию, и в этой последней стадии египетский язык получил название коптский.

В 639 году Египет подвергается арабскому завоеванию, и, с этого момента, там начинают активно распространяться арабский язык и исламская религия. Коптский язык некоторое время существовал одновременно с арабским языком, но постепенно вытеснялся из разговорного употребления, оставаясь только языком христианского богослужения у коптов. Когда он полностью исчез, как живой язык, точно не известно.

Египетский язык является древнейшим засвидетельствованным в письменных памятниках языком. Он также имеет самую долгую в мире письменную историю. Последние открытия показывают, что египетская письменность в своей развитой форме, состоявшая из идеограмм и фонограмм, существовала уже в XXXIII веке до н. э., приблизительно одновременно с клинописными текстами Междуречья.

Египетский язык принадлежит к афразийской (или семито-хамитской) семье языков, занимая в ней отдельную группу. Помимо египетской группы, афразийская семья включает ещё пять групп: семитская (аккадский, древнееврейский, арабский, эфиопский, амхарский, тигринья и другие языки), берберская (тамазигхт, ташельхит и другие языки берберов Северной Африки), кушитская (сомалийский, оромо, беджа), чадская (самый распространённый язык – хауса) и омотская (около 40 языков в Эфиопии). Различия между афразийскими языками настолько значительны, что сравнительно-историческое языкознание относит время существования единого прото-афразийского языка не ранее, чем ко времени 12000 лет назад (Bomhard, 1996).

На протяжении своей долгой истории египетский язык подвергался значительным изменениям. Различают пять последовательных стадий его развития.

1. Язык Древнего царства.

2. Среднеегипетский или классический язык. Он называется так, потому что именно на нём написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания.

3. Новоегипетский язык (XVI – VIII вв. до н. э.).

4. Демотический язык (VIII в. до н. э. – V в. н. э.).

5. Коптский язык (V – VII вв. н. э.).

Исходной основой египетского письма было рисуночное письмо. Образцом начала письменной истории Древнего Египта является палетка Нармера. В этом памятнике ещё отсутствует чёткое отображение человеческой речи. Это – «пиктография», где с помощью картинок отображается только общий смысл высказывания. Палетка Нармера повествует о победном походе фараона Верхнего Египта на Нижний Египет. Этот памятник можно рассматривать и как произведение изобразительного искусства, и как образец начального этапа развития письменности.

Палетка Нармера

В дальнейшем, по мере того, как письменность развивалась, потребовалось более точное отображение на письме языковых оборотов и отвлечённых понятий. Чисто рисуночное письмо уже не справлялось с этой задачей. И тогда постепенно сформировалась сложная система, в которой рисунки стали обозначать не только смысловое, но и звуковое значение. Для уточнения смысла написанного стали использоваться знаки-детерминативы. Египетские знаки в их монументальной форме принято называть иероглифами.

Слово «иероглиф» впервые употребил Климент Александрийский, основатель Александрийской богословской школы, автор знаменитого богословского сочинения «Строматы». Он называл надписи, высеченные на камне, словами ἱερογλυφικὰ γράμματα, что можно дословно перевести, как «священновырезанные письмена».

Когда быстро писали тростинкой на папирусе, то округляли углы иероглифов. Так постепенно сформировались ещё два стиля: иератическое письмо и демотическое письмо. Иератика, гораздо более, чем иероглифы, приспособленная для быстрого написания на папирусе, получила всеобщее распространение, после чего иероглифика стала использоваться исключительно для монументальных надписей на камне. В дальнейшем, около 700 года до н. э., из иератики развился ещё более скорописный курсив, который получил название демотика. Этот тип письма стал использоваться для светских текстов. Иератика осталась в употреблении для текстов религиозных. Ни один из этих видов письма не вытеснил другие полностью. Вплоть до конца греко-римского периода все три вида письма оставались в употреблении.

Когда в Египте стало распространяться христианство, вместе с ним пришёл и коптский алфавит, созданный на основе греческого с добавлением ряда букв из демотического письма. С распространением этого алфавита, знание египетского письма было потеряно. Лишь в 1822 году французскому учёному Жан-Франсуа Шампольону удалось правильно прочитать первые слова на древнеегипетском языке, что стало началом дешифровки египетского письма и зарождения научной египтологии.

Прийти к своему открытию Шампольону помогла находка Розеттского камня. Этот камень является обломком стелы, на которой была выбита благодарственная надпись Птолемею V Эпифану, монарху из династии Птолемеев. Эта надпись в дальнейшем получила название «Розеттский декрет». Надпись сделана в трёх вариантах: египетским иероглифическим письмом, демотическим письмом и в греческом переводе.

Розеттский камень
Картуш с именем Птолмеес

Этот памятник до Шампольона изучал Томас Юнг. Он обратил внимание на надпись в картуше (рамке с закруглённым углами), которая по буквам подходила к слову ПТОЛМЕЕС (египетская форма имени Птолемей). Это имя присутствовало и в греческой версии текста. Но Томас Юнг не был уверен в своей правоте.

Картуш с именем Береника

Позднее Юнг уже в другом памятнике отождествил другой текст в картуше с именем Береника (точнее, БРНИИКАТ + неизвестный символ). Но он опять не был уверен в своём открытии, а, в последующем, забросил эти исследования, так как его основные научные интересы были связаны с другими областями. Шампольон решил проверить догадку Юнга, изучив все доступные египетские надписи.

Обелиск с острова Фила

В январе 1822 года вышло в свет литографированное издание иероглифической надписи, скопированной с обелиска с острова Филы. Этот обелиск был куплен английским путешественником Уильямом Джоном Бэнксом, который также пытался прочитать надписи на них. Помимо египетских надписей, на обелиске присутствовала греческая надпись, которая, видимо, не в точности соответствовала египетскому тексту. Это издание также попало в руки Шампольона.

Картуш с именем Клеопатра

На этом обелиске присутствовало слово КЛЕОПАТРА. Это имя прочитал ещё Бэнкс, сопоставив его с текстом греческой версии, где также присутствовало это имя. По буквам эта расшифровка вполне подходила к расшифрованному ранее имени Птолмеес, если не считать небольшие нюансы: «т» передано в них разными знаками, а в имени Клеопатра два последних знака не читаются.

И это прочтение оказалось в целом верным! Потом, правда, пришлось внести некоторые коррективы. Так, например, выяснилось, что египетское письмо имело консонантный характер. Гласные в нём не обозначались. Гласные же в греческих именах в египетском тексте передавались с помощью полугласных. Таким образом, знаки, составляющие вышеуказанные имена, в действительности читаются так.

Птолмеес: p - t - w3 - rw - m3 - j - j - ś.

Береника: b(b3) - r - n - j - j - k(q) - 3 - t (окончание женского рода) - (детерминатив после женских имён)

Клеопатра: k(q) - rw - j - w3 - p - 3 - t(d) - r - 3 - t (окончание женского рода) - (детерминатив после женских имён).

Вооружённый этими знаниями, Шампольон теперь распознаёт всё новые и новые имена в египетских текстах. И эта расшифровка имён стала ключом, с помощью которого удалось расшифровать египетскую письменность и основать научную египтологию.

АлександрАвтократор
ТиберийДомициан
ГерманикТраян
РамсесТутмес
Царские имена

Египетские царские имена (а – тронное имя, б – личное имя): 1, 2 – фараон; 3 – Автократор (Autókrator) и Цезарь (Kaísaros) – титулы римских императоров; 4 – Мен или Мена (I династия); 5 – Хеопс или Хуфу (IV династия); 6 – Хефрен или Хафра (IV династия); 7 – Унас (V династия); 8 – Пепи I или Пиопи (VI династия); 9 – Аменемхет I (XII династия); 10 – Сенусерт I или Сесострис (XII династия); 11 – Аменемхет II (XII династия); 12 – Аменемхет III (XII династия); 13 – Аменемхет IV (XII династия); 14 – Апепи I или Апофис (один из гиксосских царей); 15 – Аменофис I или Аменхетеп (XVIII династия); 16 – Хатшепсут (царица); 17 – Аменхотеп IV или Эхнатон (XVIII династия); 18 – Нехао или Никау (XXVI династия); 19 – Камбис (XXVII династия); 20 – Александр Македонский; 21 – Арсиноя (жена Птолемея I); 22 – Птолемей V Эпифан; 23 – Клеопатра VII со своим сыном (от Юлия Цезаря) Птолемеем XIV Цезарионом; 24 – Август; 25 – Калигула; 26 – Клавдий.


© 2020 – Вавилонист